История Армений
,,Aрмянская родноверие [Язычество]..
1.
Смерть языка означает смерть Рода. “Гарегин Нжде”
Существует термин “родной язык”,т.е. язык Родителей-Родины-Рода. От чистоты языка зависит дальнейшее существование Рода, поскольку будущее Рода определяется не только плодотворением, но и духовно-умственным развитием которое обусловлено языкомышлением.
Искажённый язык приводит к искажённому восприятию, от которого возникают искажённые ценности. Теряется различение воли и желания, формы и формальности, добра и выгоды, ёмкости и объема и т.п. .Род теряет свои качества и превращается в народ, от которого берёт начало сброд. Обратный ход тормозится эгоизмом и блокируется иллюзиями и господствует сознание обречённости к страданиям.
На самом деле для преодоления страдании достаточно только осознать разницу между этими тремя словами, которые соответствуют трём ведическим гунам: Cатва, раджас и тамас, т. е.:
Род благость, народ страсть, сброд невежество.
Можно дальше раскрывать характерно-отличительные проявления этих форм существования.
Итак:
- Род сила, народ усилие, сброд насилие.
- Род убеждение, народ мнение, сброд сомнение.
- Род вера, народ суеверие, сброд неверие.
- Род воля, народ желание, сброд прихоть.
- Род эволюция, народ революция, сброд инволюция.
- Род красота, народ привлекательность, сброд сексуальность.
- Род стремится к развитию, народ к существованию, сброд к уничтожению.
- Род стремится к истине, народ к правде, сброд оправданиям.
- Род говорит хорошую правду, народ плохую, сброд хорошую неправду.
- Род говорит, народ разговаривает, сброд орёт.
- Род творит, народ строит, сброд рушит.
Перечислять можно долго и много. Но это не должна превращаться в своего рода критику,
Поскольку критика есть плохая правда, и содержит семя эгоизма, Лучше использовать подручное время для возрождения и прославления Родовых законов образов жизни.
Слава Прародителю Всевышнему!
Слава Роду Небесному!
Слава Предкам нашим Богиням и Богам!
.....
Гарегин Нжде
АВТОБИОГРАФИЯ
1. К армянскому революционному движению я примкнул 17-ти лет, еще гимназистом. Затем я бросил университет, чтобы боротmся против царизма и султанизма. В 1906 г. я перебрался в Болгарию и при содействии лидеров македонского освободительного движения Бориса Сарафова и Лиапова Гурина поступил в офицерскую школу им. Дмитрия Николова в Софии. По окончании школы я вернулся на Кавказ, чтобы с гайдукским отрядом Мурада перейти в Турецкую Армению.После этого я действовал в Персии. В 1909 г. вновь вернулся на Кавказ и был арестован. Более 3 лет я провел в тюрьмах от Джульфы до Петербурга; после известного суда над 163-мя членами "Дашнакцутюн", во избежание ссылки в Сибирь я ушел в Болгарию.
2. В 1912. я собрал роту армянских добровольцев и вместе с Андраником участвовал в Балканской войне за освобождение Македонии и Фракии. В завершающий период мы,как революционеры, отказались от участия в войне между балканскими народами и расформировали армянскую роту. В ходе этой войны я получил ранение. Армянский стяг и грудь армянских воинов были украшены крестами за храбрость.
3. С началом мировой войны, получив прощение от царского правительства, я вернулся на Кавказ, чтобы участвовать в боевых действиях против Турции. В первый период войны я был заместителем командира 2-ого армянского добровольческого батальона, в последующем командовал отдельной армяно-езидской частью.
4. В 1917. с небольшим отрядом я пришел на помощь окруженному Кохбу и спас армян этого района. В тот же период я перешел в Абас Гел, вступил в контакт с езидами и вместе с их лидером Иво бегом вернулся в Тифлис, где свел его с Армянским Национальным Советом.
5. Накануне провозглашения Независимости Армении я вел бои под Аладжой, благодаря чему армянским частям, отступающим по лини Эрзрум-Сарикамиш-Карс, удалось без потерь выйти к Александрополю; я переправился через Арпачай лишь с последним отступающим армянским солдатом и только когда моим людям удалось вывезти из Ани материалы раскопок профессора Марра.
6. В конце мая 1918 г. я руководил сражением при Каракилисе, в котором получил ранение. Я был представлен к высшей награде за храбрость. Надо признать, что без Каракилисского сражения не было бы не только сегодняшней Армении, но и живущих там сейчас армян. Трехдневная героическая битва под Каракилисой спасла от поголовного уничтожения армян Араратской долины и стала фундаментом Армянского государства.
7. В период независимости Армении осенью 1919 г. я спас 2-й армянский полк, попавший в окружение между Давалу и Веди.
8. Во второй половине 1919 г. я перешел в Сюник для оказания помощи Гохтану , осажденному войсками Эдиф бега и обреченному на голод и уничтожение. Были спасены и сам край и его армянское население.
9. С этого времени я посвятил себя делу защиты и спасения от уничтожения армян Капана и Аревика, отражая постоянные нападения мусаватистского Азербайджана и турецких пашей Нури и Халила.
10. В середине 1920 г., после того, как подразделения Дро оставили Зангезур и Карабах, я принял на себя руководство самообороной всего Сюника. Этот горный край, который, согласно соглашению между армянским правительством и представителем Москвы Леграном, был передан Азербайджану, абсолютно оторванный от внешнего мира, без достаточных запасов продовольствия и оружия, при отсутствии офицерских кадров и какой -либо помощи извне, в политической изоляции, после года боев на два фронта смог продиктовать свою волю советскому правительству. При Мясникяне, декларацией от июня 1921 г., Сюник был признан частью матери-родины - Армении. Благодаря обороне Сюника были спасены также армянская интеллигенция, революционные и боевые элементы армянства.
11. Моя жизнь и моя деятельность свидетельствуют о следующем;
- Я всегда приходил в моменты опасности. В мирное время я не стремился к должностям, поскольку не испытывал влечения к ним. Я всегда предпочитал руководить ополченцами, народными силами, испытывая некоторую холодность к т. н. регулярным подразделениям. Командиров я выдвигал из народа и выковал их, если так можно выразиться, по его образу и подобию. На войне я всегда оставался человеком даже по отношению к туркам и татарам - свидетельсво этому мои приказы и воззвания к подчиненным мне частям. Приписываемое мне советской властью - обычная пропагандистская клевета, рожденная стремлением любой ценой очернить противника. Я никогда не использовал помощь внешних сил и даже средства собственного государства. Я следовал обету Мамиконянов, был человеком глубокой веры и этики, потому мне приходилось испить из чаши горести. Бог и моя Родина всегда были на первом месте в моем храме веры. Армения являлась для меня святыней. Я жил и дышал ею, всегда готвый ради нее страдать, жертвовать и отдать саму жизнь. Она была священной болью, радостью, смыслом моего существования, моим бессмертием, высшим правом и обязанностью; в то же время народ страны горячо привязался и всецело верил мне. Со мной враждовали лишенные чувства святого полуинтеллигенты и военные, руководствующиеся лишь бумажными правилами. В течение всей жизни я никогда не получал жалования (лишь один раз в Америке я нарушил этот свой принцип, согласившись, чтобы мне выплачивалось еженедельное жалование. Нарушил и был справедливо наказан. С тех пор человечоская низость повсюду следует за мной как тень). Я отказалься даже от пенсии, назначенной мне инностранным государством. Имея все восможности жить в роскоши, я жил как человек из народа - почти бедно. Одной из самых больших в мире мерзостей для революционера, воина и патриота я считал бытовой материализм.
Покидая Армению, я взял с собой шкуру тигра, убитого моими солдатами на армянском берегу Аракса, - мое единственное вознаграждение. Кинжал Джамал паши - мой единственный военный трофей. Пусть будут положены со мной в могилу на мою грудь этот кинжал, не знавший поражений флаг Сюника и старый армянский словарь - единственное мое утешение в изгнании.
12. Вне Армении армянам грозит вырождение. Лишь с помощью глубокого познания и осознания национальных ценностей, добродетелей и святынь, можно бороться с этим злом, для чего я и создал движение, названное мною Цегакронутюн. Целью его было вернуть армянину чувство хозяина своей Родины, спасая его от духовной и политической бездомности и беспризорности вне родной страны. Это было патриотическое движение, лишь обновившись в котором могли объединиться все отдельные политические течения армянства. Из-за этой проповеди патриотизма меня предала раскольническая, безродная и пораженческая часть армянства.
Я прощаю всех, прошаю по двум причинам: во-первых, мое национальное исповедание не позволяет мне испытывать вражду к какому-либо армянину; во-вторых, я глубоко понимаю этих несчастных, которые еще не преодолели в себе раба и поэтому остаются бессильными и злобными.
Как у тоскующего по Родине изгнаника, у меня есть лишь одно желание - умереть в родных горах.
13. В Болгарии произошел государственный переворот, созревший благодаря военно-политической обстановке. Ожидается Красная Армия. Зная, что меня ждет, я все же решил остаться, несмотря на то, что есть возможность перебраться в Вену на самолете. Я не покидаю Болгарию, чтобы не подверглась преследованию моя организация. У меня есть еще более весомые причины остаться, известные двум моим друзьям.
Пришла Советская армия и произошло то, что я ожидал. Пользуясь нынешней неразберихой, несколько армян - не вскормленные молоком своей нации вырожденцы - уже приступили к делу. Они - по преимуществу сапожники - как полицейские агенты в сопровождении вооруженной болгарской милиции ходят по домам и ищут меня.
Навеки отвратительные рабы, которые всегда использовали иностранные силы для утоления своей бессильной злобы и уничтожения своих врагов среди соотечественников.
Не менее отвратительны, однако, и националисты, лишь по названию являющиеся таковыми. Со своей базарной моралью они опустились до скотского уровня. Знакомые, друзья, родственники - никто не откроет тебе дверь, даже если ты с крестом назаретянина на спине и в терновом венке на окровавленном челе будешь искать у них прибежища. Забыли, забыли все, что только благодаря моим усилиям их не постигла участь евреев, и четыре года они все только богатели и богатели. Те, кто еще вчера искали твоего приветствия, сегодня убегают даже от одного твоего имени, от твоей тени.
Красные ждут меня. Низок тот, кто при всех обстоятельствах предпочитает жизнь смерти. Пусть свершится неизбежное. Сегодня я связан с жизнью лишь в той степени, в которой я чувствую себя обязанным служить Армении.
Где ты, где, достойный почтения народ Армении, с сердцем властелина, чья душа всегда умеет возвышаться во время опасностей.
Диаспора, ты еще раз заставила меня пережить горечь стыда. Позор тебе!
Нжде.
Сентябрь 1944 г. София.
Архив МНБ Армении, дело 11278, т. 4.
Главная Страница
Этновера
Летом 1933 года Нжде перебрался в США. Там он намеревался помочь К. Тандергяну в ликвидации турецкого посла Мухтар Бея.
Еше до приезда Нжде в США там функционировали армянские молодежные организации "Айорди", "Сыновья Армении" и другие. Однако они действовали разрозненно, что побудило Нжде создать организацию, обьединяющую армянскую молодежь диаспоры. Для организации и реализации этой трудной задачи Нжде создал движение "Этновера"(Цегакрон). Организация была призвана преодолеть те упаднические настроения, которые царили в душах молодых армян и были следствием пребывания на чужбине и тяжелого положения Армении.
В статье "Почему было создано движение "Этновера", он пишет:
"Подвергнувшийся резне, обессилевший духовно человек считает, что все потеряно; он лишает себя предназначенной миссии, покоряется и примиряется с навязанной ему политической судьбой. Прежде всего им овладевает тяжелое чувство неполноценности, вследствие чего он превращается в политического нигилиста, не способного к созданию культуры... Борьбу за свое существование он переводит с внешнего на внутренний фронт, из-за чего еще больше ломается и лишается сил".
Чтобы помочь армянскому народу избавиться от столь мрачного будущего, Нжде пропагандирует религию, название которой "патриотизм", а богом является Отечество.
Нжде действовал в соотвествие с истиной, согласно которой для предвидения будушего народа нужно вглядеться в его молодежь, и именно по этой причине Этновера была задумана как молодежное движение.
Г.Нжде основал Этноверу в Америке по причине того, что, как говорил сам полководец:"У армянской диаспоры именно в США самая большая колония, и именно в США нам угрожает самая большая опасность (в лице всеядности и способности американского обшества к ассимиляции всего чужого)".
Нжде утверждал, что Этновера- это не партия, а присяга. Филиалы Этноверы так и назывались-присяги. Нжде сравнивал Этноверу с присягой витязей рода Мамиконянов. Он говорил: "Как и Мамиконяны, приверженец Этноверы исповедует бескорыстную преданность нации и решимость героически встретить смерть во имя Родины."
Необходимость движения Этновера диктовалось также рядом других важнейших причин: Нжде готовил из молодых приверженцев Этноверы патриотов, воинов, интеллигентов. В начале века Турция проводила в странах Европы антиармянскую пропаганду, тем самым пытаясь отвлечь внимание от геноцида армян и, до некоторой степени, оправдывая этот геноцид. И естественно, что в некоторых европейских странах армяне воспринимались как потенциальные разбойники. Нжде поставил перед приверженцами движения цель: они должны были занятсья Контрпропогандой и собственным поведениемпродемонстрировать миру истинное лицо армянина. Они должны были стать воинами идеи и полностью посвятить себя освобождению и укреплению мощи нации. И чтобы приверженцы Этноверы смогли претворить возложенные на них обязанности, они должны были познать душу нации. Они должны были знать своих предков, свою историю, почитать великих героев прошлого. Лишь воспитанная в таком духе молодежь, по мнению Нжде, способна обеспечить своему народу достойное будущее.
Нжде настолько был предан движению Этновера, что вынужден был покинуть ряды глубоко уважаемой им АРФ "Дашнакцутюн". Этновера стала также одной из причин, по которой Нжде дал себя арестовать Советской Армией. Он не хотел, чтобы по его вине были уничтожены присяги Этноверы. Однако гибель Нжде все же привела к постепенному затуханию деятельности Этноверы, и лишь в последное время армянский народ вновь решил следовать заветам великого своего сына - Гарегина Нжде.
Г. Мелик-Шахназарян
Главная Страница
Семь заветов моим соратникам
***
Храбрецов, одних лишь храбрецов слушает и лишь им одним помогает привередливый Бог Войны.
Тщетно взывают к нему трусы. Он глух к их мольбам.
***
Всегда побеждает тот, кто уже победил себя, тот, кто уже убил в себе страх смерти.
***
Лишь те, кто служит во имя Родины и Человеколюбия, одни лишь те умножают славу своего народа. Служить просто так, служить потому, что этого требуют, носить на плечах погоны только чтобы заработать на кусок хлеба - значит быть обреченным на выполнение самых неуважительных и бесславных дел, предназначенных простому смертному.
Горе тебе, армия, если из них состоят твои ряды.
Обладай всеми достоинствами воина, но не забывай что первое, главное, без чего превередливый Бог Войны даже не улыбнется тебе - это мужество.
***
Относись к себе как к обреченному, который ради защиты своей страны и своегонарода должен быть готов в любое мгновение - принять смерть.
***
Будь мужественным, высокоморальным и выносливым. Эти три качества приблизят тебя к совершенству.
***
Долгим и серьезным кропотливым трудом убей в себе страх смерти, и ты не останешься без славы, вне истории.
***
Солнечной любовью японца люби свою Родину и ежедневно, как молитву, повторяй слова японского императора.
- Если мы глубоко осознаем, что любовь к родной стране и народу ближе к великому и прекрасному Солнцу, чем самые высокие горы нашей страны - смерть покажется каждому из нас легче птичьего пера.
Главная Страница
Гарегин Нжде
Народ, исповедующий мужество-арийство
Мужество, нам необходимо мужество, такое,
чтобы мы ощутили необходимость умерит его.
***
Мужество поднимает флаг независимости и величия народа. Трусость-саван для них.
Читатель! День, когда Армянин впервые испугался смерти-стал днем воцарения в Армении чужака.
В сражениях, что мы давали, я видел лучшее в Армянине -готовность умереть; армянского воина, поднимающегося навстречу врагу с неукротимым стремлением победить любой ценой. Я узнал и самого худшее в нем - труса, пойманного на месте преступления.(мужество-по-армянски "качество, свойство арийца, арийство").
Если первый погибает ради жизни своего народа и во славу его оружия, то второй жил - любой ценой, во славу вражеского оружия.
Первый для меня-сушество более высшее, чем человек.
Второй-животное, недостойное имени Армянина и человека.
И пока сушествуют эти вторые - турки будут искать гарантии своего бытия в небытии нашего народа.
***
Юные Армяне, я умру со спокойным сердцем, если уже при жизни твоего поколения слова "как армянин" в устах друзей и врагов нашего народа будут синонимом мужестжа. Ибо знаю, что, пока армянин - любой и каждый - не прославился храбростью и мужеством, будет сохраняться угроза его полного изчезновения с карты мира.
Народ, государство, личность-им дано право жить, и они живут до тех пор, пока ежечасно, ежесекундно готовы доказать, что ценой смерти умеют зашищить свое право на жизнь. Иначе они, как ненужные вещи, вынуждены освободить свое место под солнцем для более достойных.
***
Неужели,- переговаривались армянские командиры возле сторожевого костра на берегу Аракса,- неужели прошлой ночью не был слышен глухой гул из-под земли, похожий на звон оружия.
То был свирепый титан, который проснулся и поднимался на ноги.
-Зря испугались! Рядом с ним лежит и Айк-победитель, его победитель. Если проснется Нимрод, воостанет и Айк....
И пока еше самый тишайший армянин, мужчина или женщина,не в состоянии перенебречь турецкой угрозой, пока "Айк, подобный Богу-громовержцу, храбрый и беспошадный", не проснулся в Армении-мы, недостойные лучшей участи, можем доверить свою жузнь переменчивой судьбе, но не своей деснице.
***
Наказанное малодушие, трусость-вот два слова, которые характеризуют наше грустное политическое настоящее.
Наше завтрашнее состояние можно будет охарактеризовать словами "вознагражденное мужество", если до этого завтрашнего дня армяне обновятся духовно, станут мужественными (арийцами), станут почитать мужество (арийство).
Мужество! Ничего не стоят все человеческие добродетели, если нет мужества.
Мудро замечено "мертвы дела тех, кто боится смерти".
Индивид или народ - не смогут стать хозяевами своей жизни и судьбы, пока не переборят в себе животный страх и его причины.
"Я был очень слаб",-сказал один еврей другому. Эти слова, следуя Гейне, могут быть предложены как moto в истории евреев.
Не в этих ли словах надо искать подлинную причину вековых мучений и армянского народа?
***
Малодушный - чучело, которым можно отпугивать только воробьев, но не грифов.
Быть малодушным, трусом - и мечтать о независимой родине: не смешно ли?!
Не смешно ли быть овцой- и жаловаться на волка?
Ты стал овцой - не удивляйся приходу волка.
Мир и независимость принадлежат мужественным, ибо "мужественные проходят путем Божиим".
Независимая Родина - как обетованная земля,дается нам, если мы обретаем мужество в схватках в пустынях. Мужествен тот, кто убил в себе дрожащего за свою шкуру животное и может обезоружить опасность и смерть, смеясь им в лицо. Мужествен тот, кто выбрал в соратники Всемогущего Духа.
Мужествен тот, кто в состоянии полностью выразить бушующее в себе море сил.
Мужествен тот, кто изучил себя, кто смеется над превосходством числа, материала, оружия, так же, как и наук, и признает одно-единственное духовное искусство -умереть, если это необходимо, так, как умирает солнце.
Мужество, которое несет в себе свою награду - внутреннюю радость от уверенности в победе и внешний успех - саму победу.
Патриотизм побеждает всегда, если мужество - его соратник.
***
Римляне, осажденные галлами, укрылись в цитадели и с презрением отвергли предложение врага - сложить оружие и сдаться.
Сенаторы - те, что не могли взять в руки оружие, но и не могли остаться в стороне от битвы за родные очаги, надели свои парадные одежды, вышли на площадь, где были расставлены их скамьи, в последний раз торжественно произнесли молитву и покончили с собой... показав этим примером своим сыновьям, насколько сладко умереть за родину.
И Римский Орел опять победил.
***
Лозенград. Хриплые трубы, боевые барабаны пронзительные свистки дают сигнал к атаке. Ура...вперед!! Болгарские отряды приходят в движение. Полковник Забранский отдает приказ атаковать.
Возглавив роту стрелков, он пришпоривает коня, который тут же валится оземь с разнесенной снарядом головой. Офицер вскакивает, подбирает саблю, достает пистолет, бросается вперед, чтобы догнать своих солдат... и падает на землю с раздробленной пулеметной очередью челюстью.
Он опять встает, весь в крови, но не может говорить, отдавать команды и вот - как командир у Marguerite Floing, знаками, победными жестами указывает на укрепление, которое нужно взять.
И он бросается вперед, платком закрывая свою ужасную рану. Он устремляется вперед, с обнаженной саблей, весь в крови, недостижимый в своем мужестве... Он должен быть первым, но нет.. Пуля раздробила ему колено и опять повергла на землю. Но он опять встает, опираясь на бойца, он снова в атаке. И снова падает от раны, когда возгласы бойцов наконец сообщают о победе болгарского орла.
Из турецких штыков сооружают носилки и солдаты уносят своего командира в лазарет, полумертвого, но победившего.
***
Первые дни русско-японской войны. Нужно перекрыть дорогу в гавань Порт-Артура. Необходимо около ста добровольцев. Вызываются две тысячи. Добровольцы небольшими группами рассаживаются в пароходы; под ураганным огнем береговой и корабельной артилерии противника они должны дойти до гавани, затопить свои корабли на выходе, и, если удастся, вернуться на шлюпках. Капитан Яшира, командир броненосца "Асама", провожая храбрецов, в знак прощания подносит им выпить из серебрянной чаши и говорит: "Будь у меня сто сыновей, я бы их всех послал с вами на это дело. Будь у меня один сын - послал бы и его.
Я посылаю вас на верную смерть, и знаю, что вы готовы умереть. Доверьте небу ваши жизни и- к Делу..."
Что может быть выше, чем это презрение японского солдата к жизни и смерти!?
С криком "Гай о Нипон банзай", храбрецы топят свои корабли, погибают сами, но обеспечивают победу японского оружия.
***
Судьба улыбается храбрецам. "Бури и волны всегда помогают смелым морякам". Так красота природы всегда украшает деяния человека - деяния мужества. Ночью, повествует швейцарское предание, когда 33 патриота, собравшись на берегу озера Люцерн, поклялись умереть за свободу страны, неожиданно забили три источника, хоть и было зима и все было покрыто глубоким снегом. Эти родники и сейчас называются 12 святыми источниками.
Когда Арнольд, один из швейцарских горцев, на вершине Альп, в тени ледника, направил себе в грудь австрйские штыки, чтобы разорвать кольцо врагов и спасти товарищей -разве не имеют права эти герои красоту своего подвига украсить красотой природы.
Олицетворение мужества, Богоподобный Ваагн, который бесстрашно очищал страну Армению от вишапов-драконов!
Я представляю и вновь переживаю красоту бессмертного дела Аварайра и его героев, когда, как пишет Хоренаци, "каждый человек был и церковью, и свяшенником в ней", когда мужество армян освящало и армянских бойцов, и те места, где пролилась их кровь.
***
Сегодня...
Беспомощен и сомнителен патриотизм армянина-труса(неарийца), Арийство, мужество - вот религия твоего поколения, юноша-армянин. Будь мужественным, исповедуй арийское мужество - такими должны быть армяне, если хочешь ты, чтобы твой народ жил и завтра.
Армянская молодежь, сумеешь ли ты перед внешней опасностью воскликуть, положа руку на сердце: "Я твой живой меч, Родина, и я принесу тебе Победу."
Если не сумеешь, зря ты живешь!
Если не сумеешь обрести мужество-горе твоему народу.
Мое кредо
Я беседую с новыми членами нашей партии и понимаю их мысли.
-Сегодня я стал членом партии Дашнакцутюн. Однако в чем истинный смысл этого приобщения?
Преобразоваться и слиться духовно с Дашнакцутюн и через это- с нашим народом.
Да, это действительно духовное приобщение к народу. Если оно состоялось, значит, наша душа обрела способность сопереживания народу.
-Я исповедую истину, поскольку чем больше среди моего народа число людей, не исповедующих ее, тем чаще и больше будет в нем раздора.
Я принимаю, что не стань наши предки рабами своего братоубийственного эгоизма, мы не влачили бы веками ярмо нащего рабства. Я принимаю, что наша накопившаяся за столетия вина более способствовала падению Армении, чем меч чужака, периодически вторгавшегося на нашу землю. Мы, армяне, и сегодня еще пожинаем плоды нашего прошлого - это еще мягко сказано.
- Я вступил в Дом Дашнакцутюн, и я сейчас в свяшенном союзе со своим Народом, и я принимаю, что каждый, кто ставит свое Я, свой эгоизм превыше всего - преступник, посягающий на Великое Целое- на наш Народ.
Я сознаю, что отделяясь от народа, личность сначала сама умирает духовно и затем лишь покорно примиряется со смертью своего народа.
- Я член партии Дашнакцутюн, и я принимаю, что превыше личности и семьи, партии и обшества есть и будет Нация. Народ, не принимающий эту императивную истину, обречен, как минимум, на политическую смерть. Этот священный глас не слышат одни лишь духовно глухие, и это глас возвещает: "Для своего сохранения Нация должна собрать и использовать все свои силы".
Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком
-Я член Дашнакцутюн, и поэтому моя Страна и Армянство для меня превыше моей жизни.
Я знаю, что, помимо обычных чувств, во мне есть чувство Армении, которое дано мне не от рождения,а партией Дашнакцутюн.
Я слился воедино с Дашнакцутюн и поэтому сейчас по праву горжусь тем великим Наследием, имя которому "28 мая". И я не завидую более тем, кто достатком богаче меня, но глубоко соболезную всем, кто сегодня рядом со мною, но не в рядах Дашнакцутюн.
- Я член Дашнакцутюн. Это значит, что, отбросив свое Я, руководствуюсь моралью Нации, которая очистит мою сущность от рабства и эгоизма; это значит, что я принимаю закон идеологического и морального империатива, по которому моя дальнейшая жизнь должна быть безраздельным и полным, неустанным служением моему народу через партию.
-Я принимаю, что Дашнакцутюн есть материализация собирательного духа Армянства, то разумное оружие, с помощью которого дух моего народа реализует свою историческое миссию.
Мировозрение отдельной личности должно служить своему народу и государству; его счастье оправдано только служением счастью своего народа.
Я глубоко осознаю, что мое счастье там, где я сотрудничаю с Дашнакцутюн, и дабы оно принесло свои плоды, я обязан как моральная, боевая и познавательная сила превзойти в самосовершенствовании внешних врагов Армян.
-Я член Дашнакцутюн и я ежемесячно, ежедневно, ежеминутно стараюсь растопить огнем своего слова ту ледяную гору, которая разделяет армянские партии.
Я принимаю, что всякая политическая и теологическая пристрастность должна исчезнуть там, где начинается идея необходимости единения общества.
Я принимаю также, что каждый наш внутренний соперник -пока еще наш незнакомый товарищ и брат, которого я должен разбудить, привлечь на нашу сторону. Он должен быть разоружен духовно, но не повергнут, не уничтожен.
- Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день.
-Я принимаю закон самопожертвования во имя Нации, чтобы никогда не погасло священное пламя ее алтаря.
-И наконец, я исповедую Свободную, Независимую и Обьединенную Армению.
Я семижды преклоняюсь перед моим Армянским Народом - Гераклом, еще не осознавшим своей силы.
Я верю в наше будущее. Я предчувствую и мысленно приветствую Страну Армению, которая была Великой и Счастливой вчера и опять станет ею завтра.
Гарегин Нжде
Открытые письма армянской интеллигенции
Критиковать - переживать душою
События последнего десятилетия - резня турецких армян, создание и ликвидация Армении, образование новых русско-турецких границ и вследствие этого возникшие перед нами новые тяжелые условия на Ближнем Востоке, тяжелое положение лишенных родины армян в западных колониях и т. д. - все это поставило нас перед новой действительностью.
Все основные стороны нашей жизни испытали потрясение. Произошли громадные изменения, примечательные явления. И общеизвестен тот факт, что события эти развивались абсолютно противоположно нашим желаниям, под диктовку внешних обстоятельств. Мы оказались бессильны дать им соответствующее направление. Это означает, что внутренне мы не были готовы понять смысл событий, направить их в русло наших политических устремлений.
Мы обладаем ужасным психологическим недостатком и естественно, что последствием этого не могло не стать наше сегодняшнее безутешное положение.
Положение это принимает, однако, особенно трагический характер по той причине, что, в то время, как с одной стороны, после катастроф и испытаний волею истории наш народ взрослеет, идея независимости в нем, получая всенародное признание, становится психологией, с другой стороны, он ослаб, уменьшился и в условиях востока - с точки зрения численности - создание им самостоятельного государства стало проблематичным.
Естественно, что ядро армянского государства должна составить Советская Армения со своей территорией в 28000 км2 и примерно миллионом жителей. Не было бы особых условий мусульманского востока и взаимоотношений исламских народов, нетерпимости, ставшей психологией на протяжении кровавых столетий, политических притязаний турецко-татарских народов, может и было бы возможным постепенное развитие Советской Армении и излишней - наша обеспокоенность.
Однако, одного лишь взгляда на карту достаточно, чтобы понять, что нас ожидает.
Все стратегически важные позиции этой маленькой Армении отобраны. Она окружена нашим извечным врагом. Это окружение осуществлено с расчетом, имеющим очевидный смысл, а именно: при удобном случае в самое краткое время и с наименьшими потерями уничтожить армянство.
Армения уязвима в нескольких различных позициях, и всего за несколько часов Турция может перерезать эти позиции, отделить друг от друга армянские провинции и соединится с Азербайджаном.
Враг полон решимости нас уничтожить, у нас нет программы самозащиты и обеспечивающего самозащиту оружия.
Однако годы проходят - и никаких усилий в этом направлении.
Это - чрезвычайно прискорбное обстоятельство, и оно заслуживает пристального внимания. Оно означает, что наш народ не только имеет неправильное представление о войне и мире, но и неисправим в своем беспечном отношении к собственному существованию, лишен способностей следовать советам и наставлениям, не способен понять ту элементарную истину, что миролюбивые и трусливые народы страдают от войн несравненно сильнее.
Моральный и материальный прогресс - значит самозащита посредством внутренних сил. Императивом прогресса является самозащита. Уже никто - кроме нашего народа - не верит, что возможно остановить победоносный локомотив прогресса мольбами поверженных наземь, побежденных и слабых. Отныне ни для кого не секрет, что государства являются естественными противниками, из которых каждый стремится расшириться, усилиться и выиграть за счет соседей. Нападает тот, кто чувствует себя сильным и готовым к нападению, считая наилучшей обороной упреждающее нападение.
Нападает тот, кто видит перед собой слабость.
Каждый народ, побуждаемый железной необходимостью, готовится заранее, делает то, что делают все. Слабый испытывает страх быть поглощенным сильным, а сильный зорко следит, как бы противник не превзошел его.
Так миролюбивые и трусливые народы ослабевают и становятся добычей тех, чья сила растет и беспрепятственно расширяется.
Поймем и следующее:
" не ради мира заключают договоры, а ради насущных, жизненно важных интересов государств.
Государства считаются с международным правом и уважают подписанные ими договоры пока выигрывают от существующего положения, однако как только им покажется более выгодной другая ситуация, "бумажная" дружба сдругими, они плюют надоговора, оставляют прежних союзников и угрожают всеобщему миру.
Это - реальная сущность вещей, это - реальный мир, а не тот, неправильным и обманчивым представлением о котором убаюкивалась и продолжает убаюкиваться наша сентиментальная нация,
2
Трудолюбивый и обладающий такими способностями в построении своего материального будущего, обеспечивающий себя материальными благами на все случаи жизни, считающий смешным, если кто-либо летом восхищается лишь красотой солнца и не думает о зиме, наш народ удивительным образом является идеалистом в отношении мира, молится за него и абсолютно не верит, что есть зима войны.
Однако война приходит вопреки нашему желанию, потому что закон Противоборства правит миром.
Эту истину не хочет понять наш народ - и по этой причине богатства, накопленные кропотливым трудом в мирное время, отдает во время войны врагу, а сам, подобный попрошайке, становится обузой для других.
Мы хотели бы, чтобы наш народ еще раз понял, наконец, что состояние мира не вечно, а лишь является временным перемирием.
Состояние мира даже не является нормальным, мира нет на нашей планете, не может быть в истории человечества.
Война - неизбежный момент в жизни народов, она не ведется лишь по соображениям разума, война - одно из самых бурных проявлений человеческой эволюции. Война - инстинкт, и в этом причина того, что люди воюют практически вынуждено, идя против требований разума, моральных законов, и обращаются к последствиям лишь после сведения счетов, победы или поражения.
Состояние мира для человечества не что иное, как усталость.
Обречен тот народ, который быстро устает.
К войне стремится тот, кто здоров.
Война - желание здорового и крепкого, также как мир - вожделение слабого, мечта усталого.
Несомненно, состояние мира усталых народов было бы благом, если бы победившие в войне не были способны злоупотреблять миром.
Злоупотребление состоянием мира еще более катастрофично для побежденных народов, чем даже сама война.
История знает мало примеров истребления народов, в то время как могущественные народы, пребывая в невыгодном мире, не подвергаясь кровопролитным ударам, медленно исчезали.
Мир, царящий сейчас на Ближнем Востоке, для нас - мир медленного уничтожения.
Враг сторожит не только превращенную в кладбище турецкую Армению, но и внимательно наблюдает за миром в Советской Армении. В любую минуту он может нарушить этот мир, и если до сих пор не пытался - это означает, что так более выгодно для его политических целей,
Кроме этого печального обстоятельства есть психологические и другие причины, делающие нас все большими пессимистами в отношении будущего нашего народа.
Прежде всего, нынешняя Армения чрезвычайно бедна и мала.
Надеяться, что в специфических условиях Кавказа, находясь под властью чужой нации, будучи окруженным враждебными народами, армянство должно процветать культурно и экономически, стать политической силой, создать государство - самообман.
Нынешняя Армения едва ли составляет 1/12 нашей исторической родины. Это не родина, а родимый угол.
В сегодняшних своих границах она не в состоянии принять рассеянных по всему миру и лишенных родины армян, чье положение скитальцев катастрофично с двух точек зрения: прежде всего, они безусловно подвержены истреблению, как, например, в Турции, либо в мирных условиях - ассимиляции.
Родной угол и народ - скиталец.
Судьба, повергшая наш народ в сомнения и колебания, иначе говоря -в национальный пессимизм. И горе тому народу, который заражен этой
болезнью: он стоит на краю могилы.
Не будем, однако, впадать в панику, и без суетных иллюзий и излишних предубеждений примем горькую правду - наше будущее в опасности.
3
Было бы бессмысленным признавать эту истину, если бы она лишьповергла нас в ужас, но не потрясла.
Потрясения в жизни народов - рычаги спасения. Безнравственен и
потерян тот народ, который ради выживания не способен на глубокие
потрясения.
Только способные на глубокое душевное потрясение народы могут оздоравливаться.
Не столь катастрофично нести потери, если при этом наставляешься, приобретешь опыт, трезвость: но не быть способным к переоценкам - катастрофа.
Без переоценок теряют смысл искания, а без исканий не только умирает мысль народов, но и сами народы.
Мы должны подвергнуть переоценке не только реальную природу событий, но и в особенности субъективные стороны нашей духовной жизни.
Мы должны искать, найти реальные причины наших несчастий, при¬знать свои настоящие раны, подвергнуть исследованию душу нашего народа, после чего только может идти речь о лечении.
Действительно, почему проиграл и оказался брошенным своими друзьями армянский народ?
Кто виноват, географическое ли положение страны, христианская ли Европа, мусульманская ли Азия, судьба ли?
- Все, кроме нас. Так размышляет наш неисправимый обыватель. Это умонастроение... Жалуются, недовольны, проклинают судьбу что. бесконечно повторяют, что мы находимся на великих перекрестках, что плохи они, эти перекрестки.
Здесь только одна жалкая истина, но сколько преимуществ взамен. Ведь наше нагорье неприступно, каждая из наших гор неуязвима. Не видеть этого и оплакивать судьбу - есть не что иное, как самооправдание слабого и труса. Самооправдание слабого - психология больного. В этом состоит не только предубеждение, но и порок добродетели.
Было бы неправильно верить больным, когда они жалуются на мир. Мир - это представление, а источником такого представления является собственная душа-
Когда народы недовольны своей родиной, они больны душою. Может и вправду народ, расположившийся на одном из самых неприступных в мире нагорий, недостоин своей судьбы, но судьба - никогда не бывает неблагодарной.
Будь оно сильным, и армянство творило бы чудеса на этом связующем мосту. Но было немощным, ослабло - и стало недостойно своей природы. Больной, несчастный народ, имевший до сих пор два достоинства:
свои несчастья приписывать внешним причинам и надеяться на то, что спасение придет извне.
В этом причина нашей странной веры и воодушевления, когда чужие выполняют свои обещания, и настолько же странного нашего разочарования и безнадежности, когда они эти обещания нарушают.
Катастрофическое самоотрицание, настолько обесценившее нас духовно, что мы не даем себе труда в наших несчастьях увидеть и часть нашей же вины- Мы настолько считаем недостойными сами себя, что не ,предполагаем, что в политической жизни причиной чего-либо - даже
несчастья - можем быть мы сами. Случается все, может, с пользой для нас, но вне нас, независимо от нас. Слепое политическое приспособленчество затуманило наш разум до того, что мы даже не видим грубую, кричащую истину - в наших несчастьях виноваты не все, кроме нас, а прежде всего мы сами.
4
Странно - рассуждает наше обывательское сознание - наша вера в Европу была слепым чувством, наша снисходительность к врагу - христианской, но тем не менее мы оказались разбитыми и всеми покинутыми.
Ничего странного! Оказались разбитыми и покинутыми, потому что абсолютно не знаем характера европейцев.
К Европе у нас было христианское чувство, и по причине нашего странного мистицизма - нашей национальной болезни - наши собственные настроения мы приписали европейцам и глубоко верили, что все войны они ведут во имя нашего спасения.
Этот самообман сделал нас политическими попрошайками, а поскольку мы к тому же были слабы, то и плаксами,
Попрошайничество и плаксивость - психология целого периода, наше единственное политическое оружие. Однако, плаксивость является доказательством духовной незрелости или трусости. Попрошайничество вообще отвратительно. Попрошайке помогают не только побуждаемые состраданием, но зачастую из брезгливости.
Ужаснее политическое попрошайничество, потому как в политике нет сострадания, а брезгливости - немного.
Нет места попрошайничеству в политике. Эгоизм назойливого попрошайки считает абсолютно естественным, чтобы люди, даже самые недостойные, сжалились над ним.
Более назойлив и требователен попрошайка, если он также и инвалид.
И вот этот эгоизм попрошайки и требовательность инвалида стали психологией.
Вдохновленные евангелием, эти два психологических момента получили политический смысл, характер дипломатического оружия.
Для христианской паствы, но только для нее - это чудесная добродетель.
Сегодня мы проклинаем политических благодетелей, но забываем, что удел попрошайки и инвалида - приют, а не независимая родина.
Вчера мы были такими, будучи религиозной паствой, сегодня мы претендуем на то, чтобы считать себя политической силой, но не освободились от психологии паствы, пронизавшей политическое мышление различных течений, благодаря этому бессознательно приверженных идеям ориентации.
Правда, заметен шаг вперед - от христианской предубежденности к приверженности ориентации - но во всяком случае следует признать одно, что определенная часть нашего народа, пожалуй, не готова к политической жизни, незрела, бессильна, труслива и абсолютно не свободна от прежних умонастроений.
В блужданиях армянской политической мысли это - следующий этап, этап становления полу независимости мышления.
.За короткое время этот период имел катастрофические последствия, и кажется, что он продолжает еще более затуманивать, окровавливать нашу судьбу, раскалывая, ослабляя изнутри наш народ.
Эти течения уже получили в нашей жизни свое выражение как приверженность различных группировок русской или западной ориентации, даже поговаривают о турецкой ориентации. Безумные, с точки зрения блага нации бессмысленные столкновения этих группировок в наибольшей степени содействовали падению Армениии и ее разделу между Россией и Турцией.
Однако, не только политические потери являются следствием этих умонастроений.
Самое страшное, что народ постоянно должен будет вдохновляться уверенностью в том, что он слаб, нуждается в покровительстве других, и тем самим лишает себя воли, делаясь неспособным хотя бы на организацию собственной самозащиты своими силами.
Имеющие претензии на независимость народы должны прежде всего освободиться от подобных умонастроений. Народы, лишенные самостоятельности, не могут создать государства. Государственность подразумевает независимое политическое мышление, уверенность в своих силах в борьбе, инициативу в управлении, а победы есть не что иное, ках результат уверенной в себе инициативности.
Были случаи, когда та или иная наша область оставалась в изоляции, но благодаря психологической решимости одинокого, успешно осуществляла свою самооборону.
И, в противоположность этому, когда мы придерживались политики опоры на внешние силы - жестоко проигрывали.
Проигрывали, потому что руководимый принципами опоры на внешние силы лишен решимости психологии одиночки, иначе говоря - всякой возможности победы.
Политика вообще избегает изоляции, а политика ориентации есть не что иное, как страх перед одиночеством.
Проникся народ таким страхом - побежден, потерян, В этом еще одна причина наших несчастий, примем и эту истину. Из-за настроений упования на чужих в некоторых наших политических течениях, недостатка самоуверенности и страха одиночества наш народ, в других случаях сумевший бы успешно организовать свою самооборону, превратился в безвольную толпу и проиграл.
Наши поражения были психологическими, мы проиграли не потому, что были слабы численно и технически, а потому что были слабы духом.
Под чужим управлением армянин - редкостный и воинственный боец, а под собственным знаменем - зачастую трус и пораженец.
В Карее дислокация наших войск была предпочтительнее, как с точки зрения естественных условий, так и в смысле организации обороны, мы имели также преимущество в живой силе, были лучше обеспечены боеприпасами, но при всем при этом проиграли, потому что отсутствовала решимость психологии одинокого, вера в возможность достижения чего-либо самостоятельно. Мы проиграли, потому что, как нация, лишь частично осознали наш долг, частично поняли реальные условия существования, попытались подняться, но не вместе и не по велению внутренних сил.
Мы проиграли, потому что вместо того, чтобы целиком использовать духовные силы нации, стали искать покровителей.
Завтра, при таких умонастроениях, мы исчезнем окончательно.
Спасемся, если освободимся от предубеждений, если попытаемся встать на ноги, однако, не под внешним воздействием, по желанию других, а нашим внутренним, естественным, неудержимым порывом.
Только так народ сможет стать политически и духовно свободным.
Содействующие нам на этом пути силы должно использовать как союзников, друзей.
Использовать, а не молить - понял армянин различие, значит, стоит на пути спасения.
До сих пор мы ищем благодетелей и покровителей - значит, больны, слабы и незрелы духом.
После этого должно говорить о союзниках, потому что мы хотим стать здоровыми и мужественными душой.
Союзники, а не благодетели - это означает, что армянин храбр и ищет друга для самозащиты, для войны. Это - право храброго, того, кто решил победить в одиночку, и ищет союзника лишь для облегчения победы.
Храбрый народ - только у такого бывают союзники, только такому протягивают руку государства. Поймем и эту истину.
Чтобы спастись, нужно также стать смелым, то есть - победить свой страх.
Только освобожденный от страха дух способен видеть и представлять мир в его реальности.
Страх всегда порождает чудовищ.
И именно из-за этих чудовищ зачастую умирают народы.
Пробелы в политическом сознании, неуверенность в себе, психология страха - вот наш трехглавый враг.
И пока мы не сможем убить в себе этого внутреннего врага, не сумеем освободиться от врага внешнего.
Сказано: "Я, человек, должен себя преодолеть".
Итак, пока армянин не сможет побороть себя - убить в себе чудовище страха, воодушевиться новым умонастроением, измениться душою, короче говоря, пока не станет храбрым и не будет нести имя храброго наш народ не сможет не только освободиться политически, но и избежать исчезновения как нации.
В созданных нам на востоке условиях может жить храброе и исповедующее храбрость армянство, но не сегодняшнее.
В войнах побеждает храбрый - это означает, что побеждает тот, кто обуздал собственный страх, кто прежде, чем вступить в единоборство с врагом, построил в своей душе храм победы.
Война - не столкновение грубых механических сил, но - духовных
возможностей народов.
Более того, война ~ столкновение народных божеств. Техника - оружие, возможности - дух, кузнец войны.
Оружие необходимо - но в храбрых руках.
Готовящиеся к войне народы прежде всего вооружаются духовно.
Не учтено это условие - неизбежно поражение и сдача технических возможностей врагу.
Чтобы победить, нужно преодолеть свое поражение. Преодолеть свое поражение - значит, быть способным к самозащите, что есть не что иное, как поражение врага.
Самозащита - вот что диктует время и прогресс,
Самозащита - вот наша новая религия.
Самозащита - вот единственный способ обеспечить существование как народов, так и их богов.
.И вовсе не эгоизм, когда народ провозглашает самозащиту своей религией. Напротив, к такому убеждению подталкивают народы кровавые трагедии, и только самые праведные народы имеют право на такую
религию.
Самозащита не естественное право каждого народа, а обязанность по
отношению к человечеству.
Народы живут для себя, творят - для человечества. Недостоин жить живущий только для себя, Народы должны творить - а потому имеют право на жизнь. Народ, который не способен на самозащиту, лишен этих элементарных добродетелей, - добродетелей, критерием которых является лишь способность к самозащите. Лишен народ способности к самозащите -значит лишен всяких добродетелей, лишен морального права на существование.
Долгое время мы умоляли о гарантиях жизни, имущества, чести -тогда мы были не только слабы, но и лишены добродетели.